При реализации профессиональных компетенций во взаимодействии с государственными органами, отраслевыми и деловыми организациями неизбежно происходит оценка предприятия через призму соответствующей работы GR-специалиста. Результативность и успешность наших коллег по взаимодействию с государственными органами, как мы знаем, влияет не только на успех прорабатываемого проекта и направления, но и в целом на успешность компании, её узнаваемость и присутствие на рынке, инвестиционную привлекательность.
Инвестиционную привлекательность компании можно представить в совокупности коммерческой, финансовой, производственной, управленческой деятельности и внешних факторов, оказывающих влияние на неё. На все вышеуказанные составляющие вполне возможно, и даже вероятно влияние работы GR-специалиста. Поэтому руководству предприятия не стоит считать «присутствие» в штате компании профессионального лоббиста как малозначимое обстоятельство, а к выбору кандидата на соответствующую позицию подходить более взвешенно.
Профессиональный подход сотрудника, отвечающего за направление government relations, должен строиться на следующих аспектах:
— как и в project management, успешная реализация специалистом своих gr-функций предполагает в самом начале наличие заранее определённого плана работы и зависит от правильного установления возможных рисков и, по возможности, их минимизации, предупреждение отклонения от плана. При постановке задачи руководством со стороны сотрудника необходима её полная и всесторонняя проработка на выявление стейкхолдеров (поддержки/противодействия) и установление влияния на результат различных факторов и обстоятельств. Чёткое определение результата «в итоге», который хочет видеть руководитель (или заказчик) для предупреждения «недопонимания» с ним, спустя годы опыта работы будет восприниматься как один из немаловажных моментов.
— установление методов и инструментов для достижения положительного результата, определение необходимого ресурсного обеспечения со своей стороны, других отделов компании или руководства предприятия. Инициативу компании необходимо преподносить не только с озвучиванием тех или иных целей компании, для решения которых она реализуется, но одновременно и с точки зрения решения задач, стоящих перед ответственным должностным лицом профильного министерства, ведомства, иного государственного органа или органа местного самоуправления;
— начало реализации «GR-проекта» и формирование предпосылок для положительного результата посредством нестандартных или общеизвестных и распространённых методов и GR-мероприятий. Из советов начинающим GR-специалистам хотелось бы порекомендовать быть честными по отношению к чиновникам и задействованным участникам реализуемого проекта. Российский рынок government relations тесен, практически все профессионалы знают друг о друге, тем или иным способом взаимодействовали и контактировали между собой. Поэтому, показав себя не с лучшей этической стороны, Вы можете не только поставить реализацию поставленной компанией задачи «под вопрос», но и зачеркнуть своё имя в качестве надёжного и честного коллеги в записных книжках многих gr-специалистов. Вопрос честности и порядочности на рынке GR-услуг не менее важен, чем аспект профессионализма.
В результате реализации проекта, инициативы компании специалист по взаимодействию с государственными органами может «достичь» двух результатов – положительного и отрицательного.
Положительный результат может влиять на следующее:
— рост доходности предприятия – повышение узнаваемости компании среди должностных лиц и клиентов, увеличение рынка сбыта, запуск нового продукта или услуги компании, снижение издержек или налогового бремени и т.д.
— производственную работу предприятия – например, установление льготных условий поставки сырья, оптимизация технологической цепочки или внедрение ресурсосберегающих технологий и решений, увеличение конкурентоспособности товара на рынке и т.п.
— управленческую деятельность – принятие решения об улучшении условий трудовой деятельности участников успешного реализованного проекта, получение ими нового управленческого и профессионального опыта, знаний, расширение компетенций.
Достижение положительного результата GR-специалистом, таким образом, увеличивает привлекательность компании на рынке для инвесторов или третьих лиц.
Последствия от отрицательного результата и непрофессиональной работы gr-специалиста компании могут привести к много миллионным убыткам компании или вообще потере доли рынка. Примеры сказанного часто можно увидеть и прочитать в электронных и печатных СМИ.
Поэтому основным посылом специалисту по работе с государственными органами и его компании-работодателю можно порекомендовать постоянное повышение профессионализма и GR компетенций с целью поддержания и увеличения инвестиционной, иной привлекательности предприятия.