Перевод статьи The Moscow Times об Ассоциации «Аванти»
Чеченский олигарх организовал патриотическую бизнес-ассоциацию, цель которой – обуздать российский капитализм с его принципом «победитель получает все» и побудить бизнес к ответственным инвестициям на местах под знаменем любви к отечеству.
Ассоциация называется «Аванти», и в этом месяце в московском отеле Ритц Карлтон состоялась ее презентация, хотя не хотелось бы, чтобы итальянское название этой стартовой площадки и ее американский менеджмент бросили бы тень на патриотическую направленность этой ассоциации.
Название взято из лозунга бывшего итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони, побуждавшего к активным действиям итальянскую молодежь. Отель? Ну, большинство элитных московских помещений находится под управлением иностранных брендов, что, по мнению «Аванти» – часть российской проблемы.
«Аванти» подает себя как «социальную площадку для развития бизнес-патриотизма в России» и ставит целью поменять ключевые ценности, лежащие в основе культуры российского капитализма. На сайте ассоциации приводятся слова чеченца Умара Джабраилова, бывшего сенатора, который финансирует эту ассоциацию: «Без идеологической составляющей предпринимательство становится банальным способом наживы. К чему это приводит? К дурной привычке зарабатывать в России, а денежки складывать в иностранных кубышках».
Утечка капиталов – хроническая проблема России, и только в прошлом году отток капитала составил 150 миллиардов долларов США, когда состоятельные люди стали переводить средства за рубеж на фоне западных санкций против Москвы из-за ее роли в украинском кризисе.
«Аванти» будет поддерживать предпринимателей, которые «как истинные патриоты, инвестируют в свою собственную страну», – сообщил корреспонденту The Moscow Times Рахман Янсуков, президент «Аванти».
Растущие патриоты
Инициатива идет в ногу со временем. Россия находится в экономической опале, но в ней кипят патриотические настроения, в то время как Путин находится в конфронтации с Западом на Украине.
На презентации «Аванти» было видно, что конференц-зал отеля Ритц был набит бизнесменами, многие из которых пошли в гору в путинской России, и на мероприятии то и дело раздавалась антизападная риторика наряду с призывами поддерживать молодых предпринимателей, малый бизнес и опираться на собственные силы в области промышленности и сельского хозяйства.
При организационно-финансовой поддержке Джабраилова «Аванти» обещает организовать бесплатные образовательные программы в сфере бизнеса и работать с компаниями по преодолению финансово-бюрократических барьеров и обмену организационным опытом. Она создаст бизнес-клуб, где можно будет аккумулировать ресурсы, наладить обмен информацией, оказывать финансовые услуги со скидкой и лоббировать свои интересы в правительстве. Также она будет продвигать спортивные программы.
Бизнес + патриотизм =?
Но большинство бизнесменов, с которыми на мероприятии «Аванти» беседовал корреспондент The Moscow Times, отнеслись прохладно к патриотическому посылу организации.
Чего им хотелось, так это чтобы «Аванти» решала их проблемы с бюрократией.
Когда их к этому подталкивали, то многие начинали повторять высказывания представителей ассоциации. Они критиковали алчный эгоизм, говорили о том, что давно пора вдохнуть ценности в бизнес, и один раз говорилось о том, что Россия должна поменьше полагаться на импорт, особенно с учетом давления со стороны Запада.
В основе советского блока лежала опора на собственные ресурсы, но после того, как идея коммунизма рухнула в 1991году, в Россию хлынули иностранные товары, которые были дешевле и лучшего качества. Новый класс бизнесменов зарабатывал на купле-продаже, но производство рухнуло.
«Аванти» не первая, кто предлагает решение. Группы, лоббирующие интересы национального бизнеса, и зарубежные торговые палаты в последние годы приложили много усилий, направленных на пропаганду и защиту малого бизнеса. Законодательная база заметно усилила локализацию производства, и уже годы прошли с тех пор, как министерства начали считать малый и средний бизнес важным двигателем устойчивого роста.
Но компании все еще борются с тяжелыми налогами, въедливой бюрократией, коррумпированными судами и дороговизной денег, с сохраняющимися советскими привычками в бизнесе и культуре управления, а также зачастую с бандитским стилем анархического капитализма.
Любовь к государству
Как и большинство россиян, «Аванти» любит Путина. Но есть некоторое противоречие между неуклонной поддержкой политики Путина ассоциацией и хорошими условиями для бизнеса.
Путина обвиняют в усилении государства за счет бизнеса, и доля государственной собственности в экономике растет, притом, что западные санкции и падающая цена на нефть подавляют экономический рост и вынуждают компании обращаться к государству за помощью в форс-мажорных ситуациях. В прошлом году наблюдался целый ряд движений, направленных против бизнеса – от законодательного запрета рекламы на кабельном телевидении до задержек запланированной приватизации, а также национализации нефтяной компании «Башнефть», в то время как ее владелец сидел под домашним арестом.
Но как Джабраилов, так и Янсуков настаивают, что Кремль по большому счету выступает в поддержку бизнеса.
На сайте «Аванти» цитируют слова Джабраилова о том, что недавние призывы Путина к замораживанию налогового режима и сокращению проверок компаний показали, что поддержка малого бизнеса стала актуальной тенденцией.
Янсуков попытался найти квадратуру круга: «Правительство движется в абсолютно правильном направлении, – заявил он. – Бизнес и правительство не могут существовать друг без друга… Предпринимателям следует сначала работать на себя, а потом на государство».
Учиться любить
Марина Бушуева, которая вместе с мужем Алексеем управляет транспортной компанией в Москве, считает, что патриотизм сводится к любви. Звучит просто, но это не так, сказала она.
Это можно проиллюстрировать метафорой о котятах: «Знаете ли вы, что малыши делают с котятами? Все малыши делают одно и то же. Они берут их в руки, – сказала она, сложив руки горстью на столе, как будто сжимая что-то, – и душат их.
Их нужно научить любить».
Манифест «Аванти» выражает желание научить: «Наша основная цель – развивать чувство ответственности среди предпринимателей за свой двор, улицу, город, регион и страну»