Государственно-частное партнерство (ГЧП) в последние годы находится в активной стадии развития. Но, как мы с Вами можем видеть, развитие это осуществляется в основном в форме реализации крупных инфраструктурных и федеральных проектов. Однако, помимо многомиллиардных и долгосрочных проектов применение ГЧП возможно и в менее «затратных» сферах, например, ЖКХ, здравоохранение или социальная поддержка малозащищенных слоев населения, а также со среднесрочным ограничением.
В силу того, что ГЧП помогает снижать риски для региональных властей, а также получать необходимые объекты «сейчас» за счет привлечения частных инвестиций – активное использование института ГЧП должно стать дополнительным механизмом поддержки малого и среднего бизнеса субъектов РФ в существующей финансовой ситуации. По своей сути в указанной ситуации будет осуществляться объединение материальных и нематериальных ресурсов двух субъектов: региона, который обладает огромным потенциалом собственности и вопросов, подлежащих решению несмотря на финансовое положение, и субъектов предпринимательства, которые располагают бизнес-идеями и небольшими ресурсами для инвестиций. Такая «общность» двух заинтересованных сторон позволит не только оказать поддержку малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям, ориентированным на бизнес-патриотичное отношение к территории своей жизни и работы, но и благодаря идеям указанных «современных предпринимателей» ускорить решение острых и насущных вопросов регионом и помочь его жителям.
На федеральном уровне основополагающим нормативно-правовым актом в ГЧП является Федеральный закон №№115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005г. В субъектах РФ приняты региональные законы, например Закон Челябинской области №475-ЗО «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве».
Сферами реализации ГЧП в Челябинской области указаны:
1) транспортная инфраструктура, в том числе автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, железных дорог, а также железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта;
2) системы жилищно-коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения (включая энергогенерирующие системы, а также системы передачи и распределения энергии), водоотведения, очистки сточных вод, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов;
3) объекты жилищного строительства;
4) объекты капитального строительства областного значения;
5) объекты информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
6) объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения;
7) объекты, используемые для осуществления образовательной и культурной деятельности, а также объектов социального обслуживания;
8) объекты для осуществления туризма, рекреации, спортивных объектов;
9) объекты промышленного производства в инновационной сфере;
10) объекты по производству, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции.
11) объекты, используемые для формирования и содержания архивных фондов.
Таким образом, на примере Челябинской области, мы с Вами можем увидеть практически неограниченный перечень отраслей и сфер реализации бизнес-инициатив и предпринимательских талантов формирующегося в настоящее время, благодаря Ассоциации развития бизнес-патриотизма «АВАНТИ», сообщества «бизнес-патриотов», готовых инвестировать в важные, но малоприбыльные (не интересные — по мнению других предпринимателей) проекты в субъектах Российской Федерации.
Для субъектов РФ и ответственных должностных лиц, а также субъектов предпринимательства, готовых отнести себя к патриотически ориентированным, Ассоциация развития бизнес-патриотизма «АВАНТИ» готова оказывать всестороннюю и полную консультационную, юридическую и GR-поддержку. Как основной и первый инициатор формирования в нашей стране сообщества «бизнес-патриотов» АВАНТИ открыта к приёму предпринимательских инициатив на сайте www.businesspatriot.ru и их дальнейшего освещения в СМИ.
Александр Мундт,
Вице-президент по развитию АРБП «Аванти»