Постановка проблемы
Для успешной работы по развитию бизнес-патриотизма в России изначально следует определиться с терминами. Обращаясь к современному информационному пространству сложно выявить точное и конкретное определение понятия «бизнес-патриотизм». Причиной этому то, что сам термин «патриотизм» затрагивает не объективно-логическую, а субъективно-чувственную, нравственную сферу. В общем случае под «патриотизмом» понимается некий нравственный принцип, который подразумевает любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам частные интересы. Применительно к бизнес-патриотизму следует говорить об ориентации корпоративных интересов предпринимателей на решение внутригосударственных задач.
В первую очередь реализация идей бизнес-патриотизма находит отражение в развитии социальной ответственности бизнеса. При этом под социальной ответственностью стоит понимать добровольную и бескорыстную деятельность предпринимателя по улучшению качества жизни сотрудников своей компании, жителей региона деятельности и российского общества в целом.
Во-вторых, под бизнес-патриотизмом следует понимать привлечение частных инвестиций в развитие российских производств. Новые внешнеполитические реалии ставят под сомнение позитивный образ постулатов мировой глобализация. В условиях частичной изоляции от стран Запада главной задачей России становится восстановление самостоятельной, независимой от западных ресурсов экономики и перенос всех этапов производственных цепочек на территорию России.
В-третьих, помимо задач формирования благоприятного предпринимательского климата представителям бизнес-сообщества следует сосредоточить свое внимание и на популяризации патриотических ценностей в среде активной молодежи и общества в целом. Патриотическое воспитание молодежи главным образом базируется на изучении истории своей страны. Основной фокус внимания в этом направлении – школьные программы по курсу истории Отечества. Россия – страна с многовековой, сложной, местами забытой, но полной героических подвигов историей. Ответственность институтов образования, государства и каждого гражданина в том, чтобы сохранить историческую память о своей Родине и передать ее следующему поколению, вместе с чувством национальной гордости и любви к Отчизне. Развитие бизнес-патриотизма возможно лишь тогда, когда каждый предприниматель будет знать, понимать и гордиться историей своей страны, будет иметь желание и возможность принимать участие в укреплении своего государства, будет нацелен на достижение корпоративных и общенациональных результатов.
Задачи Avanti
В свете обозначенных основных тенденций, наблюдаемых в российском обществе успешное решение поставленных задач возможно только совместными усилиями бизнеса, власти и общества. Конгломерат государственных, образовательных, экономических и финансовых институтов, созданный на площадке Avanti, может послужить залогом успеха и стать серьезным стимулом для дальнейшей плодотворной работы в указанных направлениях.
Задача: патриотическое воспитание молодежи
Со стороны государства в лице муниципальных образовательных учреждений: организация конкурсов, олимпиад, соревнований, ориентированных на глубокое изучение самых ярких и героических моментов истории России.
Со стороны бизнеса: участие в подобных проектах (информационное и ресурсное) позволит заручиться определенной лояльностью местных администраций (административный ресурс) и создать положительный образ компании в обществе (имидж как нематериальный актив).
Со стороны банковского сектора: включение банковского сектора в образовательный процесс является недооцененной, но очень важной составляющей патриотического воспитания молодежи. В образовательных курсах часто забывается та роль, которую играет банковский институт в становлении и развитии экономики. Без обеспечения необходимых финансовых ресурсов невозможно функционирование производственного сектора. Однако очень часто за узко-практичным рассмотрением финансовых механизмов и инструментов теряется широкий взгляд на деятельность выдающихся отечественных финансистов. Реформы Столыпина, Витте, реформирование финансовой системы в эпоху индустриализации – все это и многое другое требует тщательного анализа для понимания того, как можно реализовывать идеи патриотизма в банковской сфере.
Задача: формирование благоприятного предпринимательского климата
Со стороны государства: 1. Стимулирование спроса на услуги малого и среднего предпринимательства (повышение доступности государственного и муниципального заказа). 2. В части агропромышленного комплекса – предоставление земли, материально-технической базы (на льготных условиях, например, в форме сниженных или отложенных платежей), обеспечение кадрового резерва и пр..
Со стороны бизнеса: участие в постоянном диалоге с государственными институтами по вопросам выработки взаимовыгодных стратегических решений (ослабление налогового давления взамен социального участия предприятий в развитии региона деятельности).
Со стороны банковского сектора: повышение доступности заемных средств для микро-, малого и среднего бизнеса. (Снижение ставок по кредитам, сокращение сроков рассмотрения заявок, компенсация возникающих рисков государственными гарантиями).
Задача: повышение предпринимательской активности
Со стороны бизнеса: обучение, передача практических знаний активной и талантливой молодежи. Одной из основных проблем, которой часто не уделяется должного внимания, является отсутствие у образованной молодежи представления о ведении собственного бизнеса (хаотичность знаний о законодательном регулировании, отсутствие понятия о бюджетно-финансовой и налоговой ответственности). Задача бизнеса не только поделиться успешными практиками, но и дать базовые знания (компенсировать пробел высшего образования) по составлению бизнес-планов, юридическому сопровождению предпринимательских инициатив, использованию легитимных механизмов уменьшения налогового бремени.
Со стороны государства: разработка и внедрение таких образовательных программ, которые бы позволяли оптимизировать теоретические курсы и увеличить практическую базу (развитие программ сотрудничества предприятий и высших учебных заведений).
От лица руководителя Департамента по работе с финансовыми институтами партнеров Ассоциации развития бизнес-патриотизма Avanti и всех, кто видит своим долгом непосредственное участие в будущем страны, ее укреплении и становлении как сильной и независимой державы, приглашаем к сотрудничеству по продвижению обозначенных инициатив и распространению идей патриотизма в молодежной и предпринимательской среде.