Москвич Алексей Калтушкин всегда интересовался космосом. Поработав в качестве IT-специалиста в нескольких крупных компаниях, в том числе Nokia и Microsoft, а также попробовав запустить собственный интернет-магазин, он решил создать космический стартап. В 2012 году Калтушкин познакомился с инженером Александром Ильиным, работавшим в проекте по изучению Луны «Селеноход» и участвовавшим в международном конкурсе Lunar Google X PRIZE.
Изучив рынок, Калтушкин и Ильин поняли, что в самом большом сегменте космического бизнеса — изготовлении спутников и сервисного оборудования — крайне высокая конкуренция. Даже в России, где космическими вопросами традиционно занимается государство, в последние годы появились частные игроки — компании «Спутникс» и Dauria Aerospace. Тогда Калтушкину и Ильину пришла идея оказывать услуги производителям спутников: создать первую в России частную ракету сверхлегкого класса, которая сможет выводить малые спутники на нужную орбиту и в нужное заказчику время. Так родился частный проект по разработке ракет-носителей «Лин индастриал», в июне 2014 года ставший резидентом «Сколково».
Космические цифры
$164 млрд — объем мирового рынка коммерческих космических услуг в 2014 году
$5-6 млрд — объем мирового рынка космических запусков
92 запуска ракет было осуществлено в 2014 году
50% спутников, запущенных в 2014 году, весили менее 10 кг
$10 млн — инвестиции, необходимые «Лин индастриал» для создания прототипа ракеты «Таймыр»
$15-35 тыс. — стоит вывод 1 кг груза на околоземную орбиту
Источники: данные компаний «Лин индастриал», Dauria Aerospace, The Space Report 2014.
Проект, над которым сейчас работает команда «Лин индастриал» из шести человек, — это трехступенчатая сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр» с полезной нагрузкой до 180 кг. За основу конструкторы взяли модульную конструкцию, которая сейчас используется в ракете «Ангара». В качестве консультанта основатели стартапа привлекли инженера из спроектировавшего «Ангару» космического центра им. М.В. Хруничева. В зависимости от количества модулей ракета «Таймыр» будет иметь массу от 2,2 до 15,6 т и будет способна выводить на орбиту грузы от 10 до 180 кг.
Сейчас сверхлегкие ракеты в России и в мире почти не используются. Спутники в России в основном запускаются с помощью ракет «Союз» и «Днепр», которые способны выводить на орбиту грузы массой от 2,8 до 9,2 т. «Заказчик будет приезжать к нам со спутником, который мы доставляем на полигон, ставим на ракету и запускаем», — рассказывает Калтушкин. По его словам, запускать ракеты «Лин индастриал» планирует с полигона Капустин Яр в Астраханской области, с руководством которого есть предварительная договоренность о проведении испытаний.
Запуск спутника классической ракетой занимает много времени: пока построят ракету, пока соберут пул спутников. Ожидание запуска может занять от полутора до двух лет. «На запуск нашего спутника «ТаблетСат-Аврора» весом 26 кг на ракете «Днепр» ушло восемь месяцев, и то только потому, что мы заняли освободившееся место в ракете-носителе, — рассказал РБК Андрей Потапов, гендиректор компании «Спутникс». — Нормальный цикл пуска — это полтора-два года».
Кроме того, попутный запуск — когда крупная ракета-носитель выводит на орбиту пул спутников — часто накладывает ряд ограничений. «Спутник создается под определенные цели — например, он рассчитан на то, чтобы фотографировать землю с высоты 600 км. Вы это заложили в техническое задание и, следуя ему, ищете ракету, — объясняет Калтушкин. — Приходите в Роскосмос, а там говорят: у нас ракета ваш спутник может отстрелить на высоте 300 км. Это значит, что если на высоте 600 км, условно, ваш спутник проработает год, то на высоте 300 км, спутник проработает восемь или девять месяцев, прежде чем сгореть в атмосфере». В ракете «Таймыр» таких ограничений не будет, а в параметры можно будет заложить конкретную высоту и наклон орбиты — все по желанию клиента. Именно это, по словам Калтушкина, должно сделать ракету «Таймыр» востребованной среди производителей спутников.
Себестоимость выведения микроспутника на «Таймыре» будет составлять $15-20 тыс. за кг. «Не думаю, что маленькие ракеты смогут в ближайшее время конкурировать по цене с попутным запуском больших ракет, — рассуждает Михаил Кокорич, основатель частной космической компании Dauria Aerospace. — Их преимущество не в цене, а в том, что они смогут целевым образом выводить спутники в нужную позицию на орбите».
По расчетам «Лин индастриал», весь проект ракеты «Таймыр», включая создание прототипа, его испытания и первый орбитальный пуск, обойдется в $10 млн (около 500 млн руб. по текущему курсу рубля к доллару). В декабре 2014 года компания нашла первого частного инвестора: им стал вице-президент компании Wargaming Вячеслав Макаров, вложивший в стартап 3 млн руб. в обмен на 3%-ю долю в компании. Инвестировать порекомендовал основатель Wargaming, создатель компьютерной игры World of Tanks Сергея Буркатовский, давно знакомый с одним из основателей «Лин индастриал» Александром Ильиным. Кроме того, Буркатовский согласился лично вложить в компанию 5 млн руб. на правах соинвестора вместе с фондом «Сколково». Компания уже подала документы на грант «Сколково» в 5 млн руб. В ближайшее время «Лин индастриал» планирует закончить авант-проект, в котором подробно проработают все технические параметры ракеты, а также обоснуют выбор поставщиков, материалов и проч. Через год, если найдутся инвесторы, готовые вложить недостающие 97% необходимой суммы, компания начнет создавать полноценный летающий прототип «Таймыра».
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
«Конкурентное преимущество «Лин индастриал» не в цене, а в удобстве»
Михаил Кокорич, основатель частной космической компании Dauria Aerospace
Маленькая ракета будет запускать нужный аппарат на орбиту необходимой высоты и наклона. Даже если цена будет чуть выше, чем у попутного запуска, люди заинтересованы в таких операторах. Многие проекты сейчас не реализуются только потому, что запустить маленький аппарат на отдельную орбиту невозможно. Например, правительства Бразилии и Мексики обращались в Dauria Aerospace с предложением вывести небольшие спутники для мониторинга экваториальных лесов. Но сейчас нет ни одного попутного запуска, который готов выводить аппараты на экваториальную орбиту, а покупать запуск ракеты стоимостью $60 млн для вывода нескольких сотен килограммов никто не будет. Когда появятся легкие ракеты стоимостью $5-10 млн — это изменит всю картину, и станут появляться такие проекты.
Маленьким ракетам, правда, придется еще доказать свою надежность. Большие ракеты — «Союз», «Днепр», европейские Mega, американские Delta и Falcon — хорошо проверены, много лет летают и, несмотря на периодические аварии, очень надежны. Никто из реальных коммерческих заказчиков не сядет на малую ракету, пока не будет как минимум несколько успешных запусков.
Сверхлегкие ракеты — это долгосрочный и многолетний проект, который сможет стартовать, только если им удастся заинтересовать государство с точки зрения поддержки, возможного заказа запусков, передачи технологий, помощи с оборудованием и пр. Пока еще не было создано ни одной ракеты-носителя без косвенной или прямой помощи государства. Все проекты, включая Falcon Илона Маска, были созданы при активной помощи государства, хотя в целом у Маска и нет прямого финансирования (компания SpaceX Илона Маска получила государственные субсидии из бюджета штата Техас на общую сумму $20 млн и заключила контрактов с NASA на $5,5 млрд). Представить, что небольшой стартап в России сможет сам поднять деньги на это, довольно сложно.
«Главное, что ваш спутник улетит в некую целевую точку на орбите — за это можно и доплатить»
Андрей Потапов, генеральный директор компании «Спутникс»
Чтобы просто запустить спутник в космос, сверхлегкая ракета не нужна. Маленький аппарат проще подсадить на большую ракету, и тогда удельная стоимость запуска получится дешевле. Но если вам нужно направить спутник в целевую точку, куда никто не летит, кроме вас, тогда имеет смысл воспользоваться сверхлегкой ракетой. В бизнес-модели «Лин индастриал» есть своя логика: $10 млн за постройку и тестовый запуск прототипа ракеты — это много, но сейчас минимальная стоимость целевого запуска спутника составляет десятки миллионов долларов. Если ребята реализуют свою технологию, возможно, им удастся удешевить процесс.
Потенциальные клиенты «Лин индастриал» — это даже не производители спутников, а спутниковые операторы. Представьте, что у вас есть развернутая спутниковая система, и спутники надо развести определенным образом, чтобы они покрывали территорию планеты. Вот вы вывели их на больших ракетах и развели, но остались незакрытые участки — и в эти точки на нужных орбитах надо целенаправленно запустить один-два аппарата, причем максимально быстрым образом. Для этого и нужны сверхлегкие ракеты. Это не значит, что целевой запуск непременно должен будет стоить дешевле попутного, с группой других космических аппаратов. Главное, что ваш спутник улетит в некую целевую точку на орбите — за это можно и доплатить.
В ноябре 2014 года мы подписали с «Лин индастриал» договор о сотрудничестве, но пока наши планы по использованию их услуг отложены. Они нам интересны с точки зрения планирования многоспутниковых группировок — когда можно будет рассчитывать на их ракеты, тогда займемся этим более активно. Если их запуски будут в адекватных бюджетных рамках, это позволит нам решать сетевые задачи.
«Проект «Лин индастриал» имеет смысл поддержать»
Дмитрий Пайсон, директор исследовательско-аналитического центра Объединенной ракетно-космической корпорации
В области создания ракет-носителей подобного проекта в России еще не было, остальные представители российской «малой космонавтики» работают в области спутникостроения, а чаще создают наземные приложения, использующие возможности космических средств. Проект «Лин» уже имеет уникальный опыт решения и технических, и организационных проблем. Этот стартап сумел привлечь поддержку разных людей и организаций, в том числе прошел входную экспертизу фонда «Сколково». При этом надо понимать, что компании приходится иметь дело с целым рядом ограничений, определяемых спецификой «ракетного дела» — вплоть до режима контроля нераспространения ракетных технологий. Одним словом, проект «микроносителей» — многообещающий эксперимент по выращиванию реального космического бизнеса с нуля.
Космические аппараты сверхлегкого класса сейчас практически не используются для решения задач государственных космических агентств, но их применение в интересах университетов и частников вполне возможно. Особенно это заинтересует клиентов, для которых выгода от «персонального», заказного запуска на микроносителе перевешивает более высокий уровень затрат по сравнению с групповым или «попутным» запуском. Если «Лин индастриал», хорошо начав, в конечном итоге добьется успеха, это станет мощным примером развития частной инициативы в российской космонавтике. При этом, поскольку денег из федеральных программ для финансирования проекта не выделяется, риски этого эксперимента несут венчурные инвесторы и институты развития.
«В России спроса на запуски микроспутников нет, поэтому речь должна идти сразу о международном рынке»
Олег Алифанов, завкафедрой космических систем и ракетостроения аэрокосмического факультета МАИ
Запуски должны быть экономически обоснованными. Оправдаются ли затраты на создание такой ракеты прибылью от запуска микро- и наноспутников? Запуск микроспутника стоит порядка $25-30 тыс. за 1 кг веса. Это значит, что проект окупится, только если таких запусков будет много, и одновременно каждая ракета будет выводить не один спутник, а несколько. В России спроса на такие запуски практически нет, поэтому речь должна идти сразу о международном рынке.
Источник — http://daily.rbc.ru/