Почему тепличный кластер Черноземья работает на западных технологиях
Тепличных овощей российского производства на полках магазинов становится все больше. Это не удивительно: только в регионах Черноземья и лишь за последние несколько месяцев ввели в строй десятки гектаров теплиц. Этот бизнес эксперты называют дорогим, рискованным, но достаточно выгодным — ведь рынок овощей закрытого грунта до недавнего времени был занят импортом. Теперь местные огурцы и томаты потеснили товар из других стран, но тепличный кластер все равно зависим от зарубежных поставок: оборудование, семена и технологии в большинстве своем остаются иностранными.
Открывшийся под Белгородом тепличный комплекс площадью 15 гектаров и мощностью 11 тысяч тонн овощей в год уже отправил первые партии огурцов и салата в федеральные торговые сети. Член совета директоров предприятия Антон Цыцугин отметил, что объемы производства изначально планировались с учетом потребностей рынка. Инвесторы рассчитали, что комбинат сможет «накормить» полтора миллиона человек — чуть меньше, чем население Белгородской области.
Пока здесь выращивают два сорта огурцов и сотни салатов в горшочках. Сотрудники рассказали, что овощи могут спокойно пролежать в холодильнике несколько дней. Это — важное преимущество местной продукции перед импортной: не все иностранные аналоги способны выдержать длинный логистический путь. Следом здесь посадят томаты. На экспериментальной грядке они уже есть. Надо только определиться, какой гибрид будут выращивать в промышленных масштабах.
Впрочем, так или иначе, зависимость производства российских тепличных овощей от импорта все равно существует. Сто процентов семян и львиная доля оборудования для теплиц приобретаются за рубежом.
— Основным носителем технологий для нашего комплекса была выбрана голландская компания, для салатного отделения — финская, — пояснил Антон Цыцугин. — Энергоцентр — а от него в большей степени и зависит рентабельность — был приобретен у итальянских партнеров. Когда проект планировался к запуску, стоимость валюты начала расти. Но мы купили оборудование тогда, когда его цена из-за роста курса евро была достаточно комфортной, так что за рамки утвержденной финансово-экономической модели не вышли. Главной сложностью стало даже не это, а сроки. Много времени ушло на проектирование и решение проблемных вопросов: получение субсидий, поставку газа. Вышло так, что на строительство комбината у нас оставалось всего восемь месяцев.
Одной из причин спешки представитель компании назвал обязательства перед торговыми сетями. Крупные ретейлеры предъявляют строгие требования к поставщикам: об объемах и ценах нужно договариваться задолго до того, как продукт будет выпущен на рынок, а после — положить овощи на полки в срок.
— Именно поэтому каждый инвестор должен проанализировать рынок и решить для себя, какого партнера выбрать, — отметил Антон Цыцугин. — Есть вопрос соотношения цены и качества, а есть вопрос рисков. Многие российские предприниматели, которые выходят на рынок оборудования и технологий для теплиц, перенимают зарубежный опыт: кто полностью, а кто частично. Но когда мы планировали строить свой комбинат, решили сотрудничать с организациями, уже имеющими большой опыт в этом деле и готовыми нести гарантийные обязательства. Это недешево. Но мы планируем получать высокие урожаи. И все же надеемся, что российские предприятия предложат на рынке свое оборудование или сервис. Одно дело — комбинат построить, но в дальнейшем он потребует ремонта обслуживания, и в этом деле хотелось бы полагаться уже на отечественные компании.
Представитель курского предприятия по производству теплиц Сергей Данилин, комментируя ситуацию с популярностью отечественных систем микроклимата для овощей, отметил, что для развития этого сегмента рынка необходимо время.
— Предложений масса, но, действительно, все они так или иначе основаны на зарубежных технологиях, — отметил он. — И когда инвестор выбирает между российским и импортным поставщиком, он видит, что там на рынке работают компании с 50-летней, а то и 70-летней историей. В России такого опыта нет. И хотя наши цены на те же металлоконструкции ниже, чем у зарубежных конкурентов, большая часть инвесторов пока отдает предпочтение им.
Впрочем, по словам эксперта, сами игроки «тепличного рынка» не делят поставщиков оборудования или расходных материалов на «своих и чужих». Этот бизнес — специфический, и на мировом рынке не так уж много компаний, формирующих отрасль. Как правило, на ситуацию влияет самый известный экономический закон: спрос рождает предложение. Если в Европе тепличный кластер начал развиваться давно и стремительно, то и производителей оборудования становилось все больше.
— В России эта отрасль только оживает, и я думаю, ситуация будет развиваться так же, как с оборудованием для животноводства, — уверен Сергей Данилин. — Вспомните, еще 20 лет назад эта отрасль полностью зависела от поставок из-за рубежа, но теперь бизнес стал инвестировать в эту сферу.
Впрочем, минерально-ватный субстрат, удобрения и средства защиты растений тепличные хозяйства уже закупают у отечественных производителей и работают над тем, чтобы и за семенами скоро не пришлось обращаться к иностранцам. Эксперты отмечают, что развитие тепличного кластера в российских регионах продолжится: ведь нехватка овощей и зеленных культур до сих пор ощущается достаточно остро. Кроме того, перспективным рынком называют и производство цветочных культур, и смежную с тепличной отрасль грибоводства.
Правительство страны уже разработало меры для поддержки инвесторов. Так, по словам замминистра сельского хозяйства РФ Елены Гангало, владельцам тепличных комплексов не только субсидируют процентные ставки по кредитам, но и компенсируют пятую часть затрат на капитальное строительство.
Источник: Российская газета, 19.02.2016г.