Как ни парадоксально, даже в периоды экономического кризиса культурная сфера может быть привлекательной для открытия своего дела. Километровые очереди в московские музеи — тому подтверждение. Да и разворот массового потребителя к внутреннему туризму дает дополнительные возможности. Спрос на отечественный «культурный» и туристический продукт позволил cоциальной предпринимательнице Наталье Бакушиной успешно запустить в подмосковной Коломне музейное производство мыла «Душистые радости» и лавку «Торговля мылом Г. И. Суранова». Наталья Бакушина поделилась с читателями портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство» секретами организации коммерчески успешного культурно-исторического проекта.
Решение создать собственный музейный проект родилось у меня и моего главного партнера по бизнесу Марины Волковой несколько лет назад. Каким-либо бизнес-опытом на тот момент мы не располагали, но было ясно осознаваемое желание затеять проект на стыке культуры, истории и предпринимательства. По мере разработки бизнес-плана мы поняли, что реализацию проекта стоит поделить на два этапа: запуск мануфактуры по производству сувенирной продукции и открытие лавки-музея с экскурсионной программой и точкой продаж. За сравнительно короткий срок нам удалось наладить производство мыла по рецептуре ХIX века, восстановить из руин историческое здание и определить свою рецептуру предпринимательского успеха в культурной сфере.
1. Выбирайте место «с историей»
Выбор расположения вашего будущего культурно-исторического объекта — один из основополагающих этапов его создания. Важно найти место, которое бы максимально полно соответствовало сформулированной концепции, имело отчетливую связь с историческим прошлым района или города и обладало необходимой инфраструктурой для привлечения туристов.
В нашем случае выбор пал на подмосковную Коломну, где уже активно развивались проекты некоммерческого партнерства «Город-музей». Мы впервые попали туда в 2010 году — город как раз стал приобретать репутацию интересного туристического направления, и мы решили, что лучшего места для бизнеса не найти. В итоге не прогадали.
2. Найдите опытных наставников
Вторым по важности этапом, на мой взгляд, является поиск опытных коллег и наставников, которые уже реализовали аналогичный проект в схожих условиях (в идеале — в этом же городе). Зная специфику спроса, особенности взаимодействия с местной властью, они подскажут, с чего начинать, у кого попросить поддержки и каких трудностей стоит ожидать на том или ином этапе реализации бизнес-плана.
Нашими главными наставницами стали Наталья Никитина и Елена Дмитриева, создавшие коломенское некоммерческого партнерство «Город-музей». Они не просто помогли рекомендациями, но и, что особенно важно, поддержали морально на самом трудном, стартовом, этапе. Именно с ними мы пришли к выводу, что наша задумка жизнеспособна и отлично встраивается в уже начатые в Коломне культурно-исторические преобразования.
3. Встраивайтесь в уже заданные тенденции
Выбрав место для открытия собственного музея или другого подобного проекта, важно оценить те возможности, которые здесь уже используют предприниматели. Наличие конкурентных проектов нередко только усиливает перспективность открытия нового бизнеса. Развитая бизнес-инфраструктура — дополнительное преимущество в привлечении новых инвестиций, новой аудитории и общественного внимания.
К моменту нашего появления в Коломне набирал популярность «Музей пастилы» — проект наших бизнес-наставников. Общественность и власти города увидели, что подобные проекты способны привлекать туристов и деньги, создавать рабочие места и способствовать восстановлению исторического центра, поэтому наш проект изначально попал на благодатную почву.
Тема проекта возникла во многом случайно. Дело в том, что коломенский «Музей пастилы», организованный Натальей Никитиной и Еленой Дмитриевой, располагался во флигеле дома купца Г. И. Суранова, который до революции занимался мыловарением. И мы подумали: «Почему бы наряду с пастильным промыслом не восстановить производство мыла?» Ведь есть «история места», есть историческая личность — купец Суранов. Так и возник наш музейный проект «Торговля мылом Г. И. Суранова».
4. Предлагайте власти конкретные решения
После формирования концепции вашего будущего проекта необходимо определить моменты, в которых может потребоваться помощь местной власти. Как правило, это касается поиска помещения, его реконструкции и обеспечения коммуникациями.
Нам важно было найти под проект помещение в той части города, которая была бы исторически связана с деятельностью купца Г. И. Суранова. Подготовив соответствующую презентацию, мы отправились в администрацию города, попросили поддержать нас и подсказать, где бы мы могли организовать такой музей. В итоге нам предложили старое, почти разрушенное здание как раз на улице Зайцева, где некогда располагалась лавка господина Суранова.
5. Используйте накопленный профессиональный опыт
Не стоит забывать о своем предыдущем профессиональном опыте, даже если он был далек от бизнеса. Возможно, это поможет избежать дополнительных расходов. Мне, например, очень пригодился опыт работы дизайнером интерьеров, благодаря которому удалось грамотно использовать оставшиеся части доставшегося нам полуразрушенного здания. Мы самостоятельно, без привлечения сторонних консультантов, подготовили проект восстановления старого облика постройки и утвердили его в Министерстве культуры Московской области.
6. Ветхие здания — благо для музея
Старые, полуразрушенные здания — это одновременно и головная боль, и дополнительные возможности, так как такие постройки зачастую располагаются в исторической части города, на основных туристических «тропах». К тому же, из-за своего состояния стоимость аренды ветхих строений, как правило, невелика, что хотя бы отчасти компенсирует расходы на реконструкцию. Для производства мыла мы используем помещения старого завода, который располагается в самом центре города — на территории Коломенского посада. Там, на площади 200 квадратных метров, мы разместили мыловарню, цех упаковки и склад. Производство тоже часть нашего музейного комплекса.
7. Минимизируйте издержки
Во-первых, на этапе зарождения бизнеса не следует раздувать штат сотрудников. На территории нашего заводика работает всего 10 человек. Этого достаточно и для производства, и для упаковки мыла. Во-вторых, ищите варианты дополнительного использования помещений и производственных возможностей. Мы, например, кроме мыла, решили начать изготовление ватной игрушки по восстановленным технологиям XIX века. Сами игрушки делают для нас мастера на дому — мы распределяем заказы, упаковываем и занимаемся сбытом. С одной стороны, для нас это еще одна социальная грань нашего проекта, поскольку появляется возможность дополнительного заработка для местных, которые по тем или иным причинам привязаны к дому. С другой — дополнительный источник доходов повышает устойчивость бизнеса и позволяет сэкономить на арендных издержках.
8. Ищите возможности привлечь заемные средства на приемлемых условиях
Хотя налаженное производство и продажа своей продукции позволяют нам откладывать часть средств, собственных финансов для развития проекта все же не хватает. Тем более что с самого начала нам пришлось поднимать из руин целое здание. Необходимо искать заемные ресурсы (на приемлемых условиях), которые можно было бы пустить в дело, когда проект начал приносить первую прибыль. Для социальных предпринимателей и проектов с культурной составляющей сегодня существует немало возможностей по привлечению средств. По совету наших наставников мы обратились за помощью в Фонд «Наше будущее». В 2014 году наш проект вошел в число победителей всероссийского конкурса «Социальный предприниматель», и мы смогли получить беспроцентный заем в размере 6,4 млн рублей сроком на 7 лет. Деньги мы вложили в открытие лавки-музея.
В итоге практически с нуля и в короткие сроки мы смогли организовать в Коломне новый музейно-туристический кластер: историческое производство и музейную лавку, которые привлекают в город тысячи туристов, создают рабочие места, а нам позволяют заниматься любимым и содержательным делом.
Источник: www.nb-forum.ru
Автор: Анастасия Сухорослова