Теннисный турнир St. Petersburg Open в этом году можно было посмотреть с «эффектом погружения», при помощи очков виртуальной реальности Prosense. Создатели гаджета надеются, что через несколько лет с помощью их технологии можно будет «посещать» любые мероприятия, не выходя из дома
В очках действительно возникает ощущение, что ты находишься рядом с кортом, напротив судейского места. За мячом приходится следить, поворачивая голову налево и направо. При желании можно повернуться и осмотреть весь зал. Камера стоит на возвышении, и при попытке посмотреть под ноги кажется, что упадешь на операторов.
Правда, изображение не 3D, а плоское, да и качество картинки не слишком высокое. Пока это — картинка 360 градусов, то же панорамное видео, которое можно посмотреть на YouTube или в Facebook, признает в беседе с журналом РБК Станислав Глухоедов, гендиректор компании Prosense, которая организовывала трансляцию такого видео. Но в специальной зоне на St. Petersburg Open можно было надеть шлемы, на которые передавался стереоскопический сигнал с двух камер, расположенных за игроками, и это давало уже 3D-эффект и ощущение присутствия.
Компания Prosense, созданная петербургскими предпринимателями Станиславом Глухоедовым и Владимиром Бакутеевым, планирует стать российским пионером в области стриминга спортивных мероприятий в режиме виртуальной реальности, подхватив глобальный тренд на развитие нового формата спортивного смотрения. Prosense они создали в начале 2015 года. Бакутеев в 2010 году основал компанию LiveTex, комплексную платформу онлайн-консультирования для клиентского сервиса. Глухоедов занимался инвестпроектами в области туризма и предложил своему знакомому Бакутееву создать виртуальный тур по Санкт-Петербургу.
Изначально партнеры хотели создать продакшн-компанию, специализирующуюся на съемке панорамного видео, поэтому собирали в команду скорее специалистов с кинематографическим образованием, которых обучали новым технологиям. Но в процессе изучения рынка основатели Prosense пришли к выводу, что нужно строить компанию полного цикла, которая будет заниматься не только видео, но и разработкой оборудования для съемок, софта для обработки сигнала трансляции и склейки изображения с нескольких камер. В R&D компании, рассказывает Глухоедов, партнеры вложили 60 млн руб. собственных средств.
Прогнозируемые продажи шлемов виртуальной реальности в 2016 году
3,5 млн шт. — Samsung Gear VR
2,6 млн шт. — Sony Play Station VR
1,1 млн шт. — HTC Vive и Oculus R
Источник: Superdata Search
Из центра событий
Разработку усилили за счет компании Gigapano, с техническим директором которой Станиславом Колесником основатели Prosense познакомились в 2015 году. Gigapano занималась панорамным видео в 360 градусов с 2012 года. Компания, в частности, делала первую панорамную съемку озера Байкал для проекта Google Expedition Pioneer Program. В Gigapano создали, например, стереориги — устройство, на котором крепится несколько камер GoPro. Сами камеры тоже модифицируются — устанавливаются системы охлаждения, собственная оптика. Оборудование для фиксирования камер, стабилизаторы компания собирает вручную: детали и механические элементы печатают на 3D-принтере. Большая часть представленного оборудования на рынке просто не подходит под задачи компании, поэтому его приходится модифицировать. Готовые решения для панорамной съемки закрывают только 20% потребностей, объясняет Колесник.
Prosense выкупила оборудование стартапа, а членов команды Колесника пригласила в новый проект в качестве партнеров. У Gigapano не было разумного планирования, бухгалтерии, маркетинга и юристов, объясняет Колесник, а Prosense обладала всем недостающим, в том числе деньгами, необходимыми для развития трансляционного направления.
«Нашей задачей было создать комплекс решений, от уникальной трансляционной системы камер до программного обеспечения, которые позволяли сшивать картинку в режиме реального времени», — говорит Глухоедов. Первую успешную трансляцию компания провела на фестивале Alfa Future People. Стриминг выступления диджеев велся не в открытый доступ для всех желающих, а в гостевую зону табачного бренда, заказавшего VR-трансляцию для привлечения зрителей.
На Alfa Future People трансляция велась с двух точек, в том числе с диджейского пульта, и позволяла во время концерта оказаться совсем рядом с диджеем. По словам Глухоедова, через зону, где была установлена лишь пара шлемов виртуальной реальности, во время фестиваля прошло более 10 000 человек.
А первую полномасштабную трансляцию спортивного мероприятия с возможностью посмотреть через плеер Prosense со смартфона Samsung с помощью шлема Gear VR или на YouTube компания провела в сентябре: транслировала полуфинал и финал St. Petersburg Open.
Современные технологии привлекают большее внимание к турниру и вовлекают дополнительное количество зрителей из числа интернет-пользователей, объясняет эксперимент с Prosense исполнительный директор St. Petersburg Open Наталия Канельзон. «Мы живем в то время, когда использование технологичных устройств, отображение 3D-проекции, технологии второго экрана и виртуальная реальность трансформируют индустрию проведения мероприятий», — говорит она. Результаты эксперимента пока достаточно скромные: с момента появления на сайте турнира кнопки перехода на виртуальную трансляцию Prosense по ней перешли 5% посетителей сайта, или 5 тыс. человек из 97,5 тыс. зашедших на сайт за это время.
Западный опыт
Идею трансляций спорта в VR петербургская компания подсмотрела у американского стартапа Next VR, который за восемь лет существования привлек более $100 млн инвестиций.
Созданный в 2009 году продюсером и режиссером фильмов для IMAX ДиДжей Роллером и его партнером Дэвидом Коулом стартап изначально специализировался на создании видео в 3D для телевизоров. Но когда эта технология «не полетела», начал разрабатывать проект для стриминга в виртуальной реальности (VR). ДиДжей Роллер еще в 2000-х годах помогал режиссеру Джеймсу Кэмерону создавать 3D-камеры, которые режиссер использовал для съемок фильма «Призраки бездны: Титаник» — он вышел в 2003 году и стал первым фильмом студии Disney в 3D.
В 2014 году компания привлекла инвестиции в размере $5 млн, а уже в феврале 2015 года показала первую трансляцию хоккейной лиги NHL в VR: трансляция была доступна через платформу Samsung Gear VR. Осенью 2015-го в компанию вложили $30,5 млн — инвесторами стали компании Comcast и Time Warner и холдинг The Madison Square Garden Company. Последний раунд инвестиций компания закрыла в августе 2016 года, когда в нее вложили $80 млн действующие и новые инвесторы, включая японскую корпорацию SoftBank. Инвесторы оценили Next VR в $800 млн.
Трансляции уже сегодня являются одним из самых популярных применений VR, поэтому можно ожидать, что их ждет очень большое будущее, говорит основатель игровой студии Nival Сергей Орловский.
Издание TechCrunch отмечало, что технологии трансляций с камер 360 градусов и стриминг спортивных мероприятий в VR станут спасением для фанатов, которые не могут себе позволить лететь через полмира, чтобы болеть за любимых атлетов. Олимпийские игры в Рио-2016 впервые транслировались в VR телеканалами NBC и BBC, напоминает издание.
$800 млн — стоимость компании Next VR
$700 млн — составит рынок шлемов виртуальной реальности в 2016 году
$300 млн — придется на игровой контент в VR
10 млн копий игр для VR будет продано в 2016 году
Источник: Deloitte
Трудности монетизации
По прогнозу компании Deloitte, в 2016-м глобальный рынок VR впервые превысит оценку в $1 млрд, из которых $700 млн придется на продажи оборудования, остальные $300 млн займут доходы от игрового контента. Деньги от спортивных VR-трансляций Deloitte оценивать не пытается: сейчас неясно даже, как лучше устанавливать камеры, чтобы они не мешали игрокам, отмечается в отчете. Большого роста популярности теле- или киноконтента в VR в Deloitte также пока не ждут: его создается слишком мало — камеры не способны обеспечить должный уровень трансляции и съемки контента в VR-формате.
Владимир Бакутеев и Станислав Глухоедов используют готовые камеры, но собирают их на собственных креплениях
Колесник говорит, что производство панорамного и VR-контента пока является b2b-услугой. Сейчас в нем в основном заинтересованы бренды, заказывающие съемку рекламных роликов в VR, которые затем распространяются через брендированные кардборды — самый дешевый вид шлемов виртуальной реальности. Чтобы заставить платить за VR-контент конечного пользователя, ему нужно дать большой выбор готового контента, доступного для просмотра, считает он.
Трансляции «ролевой модели» Prosense, Next VR, пока тоже бесплатны для конечного потребителя. Но директор по коммерческому продукту FOX Sports Дэвид Натансон при заключении соглашения о партнерстве с компанией отмечал, что трансляции с эффектом погружения дадут богатый простор для спонсорских и рекламных предложений — от прероллов и баннеров до интегрирования брендов в пространство виртуальной реальности.
Глухоедов также верит в возможное использование рекламных и брендированных продуктов во время трансляции, которые могут накладываться в виде графики и настраиваться в зависимости от поведения пользователя во время просмотра. Также он предполагает, что продукт компании может монетизироваться за счет продажи билетов на трансляции, например концертов.
Пока же Prosense зарабатывает основные деньги на рекламных видеопроектах, признает гендиректор. Средний чек на производство ролика он оценивает в 1 млн руб., но стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей. Стандартный пакет, в котором съемка осуществляется в течение трех часов с двух камер и видео транслируется на YouTube с минимальной обработкой графики, стоит около 300 тыс. руб. Премиум-трансляция в течение 12 часов, когда съемка ведется с трех точек и изображение передается в 3D в специальное приложение, как это было на St.-PetersburgOpen, стоит 770 тыс. руб.
Все, что зарабатывает, компания вкладывает в R&D и оплату работы сотрудников. Глухоедов надеется, что к концу года выручка достигнет десятков миллионов рублей. Он также добавляет, что в этом году Prosense планирует привлечь сторонние инвестиции в том числе для выхода на зарубежные рынки. Но их объем и имена потенциальных инвесторов Глухоедов не называет.
«Видео 360 градусов — очень перспективная технология, которая может обеспечить прорыв VR в нашу повседневную жизнь», — говорит управляющий партнер фонда LETA Capital Александр Чачава. По его мнению, хороший объект для инвестиций — компании, которые участвуют в создании инфраструктуры для сервисов в области видео 360, оборудования, платформ, приложений. Если компания занимается только предоставлением сервисных услуг, это не венчурная история, говорит Чачава: очень скоро выход на этот рынок будет открыт любому, кто готов потратить $3–5 тыс. на оборудование и софт.
Из всех компаний, занимающихся производством панорамного видео, Prosense выделяется тем, что пытается строить «вертикально интегрированную компанию» — работает над созданием собственных камер и плеера для воспроизводства видео, говорит директор центра мобильных технологий фонда «Сколково» Василий Рыжонков. Насколько Prosense может быть интересна венчурным инвесторам, он оценить затруднился: «У компании слишком широкий профиль — они и про маркетинг, и про документалистику, и про спортивные трансляции, и про создание оборудования. Это несколько настораживает, поскольку обычно венчурный бизнес — «моноистория», сосредоточенная на одном продукте».
Основная идея в том, что через три-пять лет VR станет массовым форматом просмотра мероприятий и событий, говорит совладелец Prosense Владимир Бакутеев. У компании есть планы выйти на одну-две трансляции в месяц к 2017 году. Для этого Prosense ведет переговоры с «Матч ТВ», который является обладателем прав на трансляцию большинства спортивных мероприятий в России. В пресс-службе «Матч ТВ» журналу РБК отметили, что пока договоренностей о сотрудничестве с Prosense нет.
«Не все современные веяния будут приняты мгновенно во всех сферах», — замечает Наталия Канельзон из St. Petersburg Open. Даже она, согласившись на эксперимент с VR-трансляцией, отмечает, что вообще-то для организаторов турнира лучше, чтобы люди приходили на стадион.
Источник: РБК/Алёна Сухаревская, 18.11.2016г.
Фото: Екатерина Кузьмина, Тимур Иванов