Вслед за кулинарными мастер-классами в столицы пришло новое развлечение — художественные вечеринки, где все рисуют одну картину под руководством ведущего. Петербургская компания Painty стала проводить их в разных заведениях города полтора года назад, потом она вышла на московский рынок и стала проводить по 100 вечеринок в месяц, включая корпоративы и мастер-классы в торговых центрах. The Village поговорил с основателем компании о том, как горожане воспринимают новый вид досуга.
Запуск
ДМИТРИЙ АНИСИМОВ, ОСНОВАТЕЛЬ PAINTY: Раньше я занимался другим проектом — сервисом для заказа уборки квартир GetTidy — и однажды я захотел сделать корпоратив для команды. Была идея встретиться в нашем офисе в Kokon Space на Петроградке, вместе написать большую картину и повесить на стену. Здесь проходят мастер-классы, поэтому я пошел к арт-директору, мне дали телефон специалиста, он сказал, что нужно купить (кисточки, краски и так далее). Потом я понял, что не разбираюсь в этом, и неизвестно, что получится, неясно, куда картину вешать. И мы тупо пошли в ресторан.
В начале 2015 года наш клининговый проект был лидером в Питере, но нужны были деньги для развития, и я искал инвесторов, получалось не очень. А еще у меня был долг в несколько миллионов, и мне нужно было заработать денег, чтобы его отдать. Я вспомнил эту идею и, чтобы отдать долг, решил замутить новый бизнес — вечеринки, где все рисуют.
Мы запустились в августе, примерно тогда же я нашел инвесторов для GetTidy, провел несколько встреч, мы договорились о долях и инвестициях, но я уже запустил Painty и решил сконцентрироваться на нем, потому что два проекта было вести тяжело.
На запуск ушел миллион рублей. Подготовка длилась полгода — много времени ушло на поиск нужных материалов. Я купил всю краску, которая есть в России, но ни одна не подошла, так как она не отстирывается от одежды и мебели. Потом я подумал произвести ее сам, встречался с технологами, но оказалось, что это долго, и я не мог разместить достаточный объем заказов на производстве. Нужную краску я нашел в США, два месяца велись переговоры, и в итоге я привез полтонны краски, которая не продается в России, оформив ее через таможенного брокера. Также мы сшили фирменные фартуки, нашли палитры из сахарного тростника, кисточки производства Кирова и мольберты из Китая. Остальные деньги ушли на закупку колонок, радиомикрофонов и аренду склада. На маркетинг мы не тратились: стартап должен привлекать внимание благодаря продукту.
Также нелегко было выбрать первого ведущего: мы провели 50 собеседований и выбрали Олю, которая потом стала нашим арт-директором.
Первые вечеринки
Я разбирался в живописи с точки зрения эстетики — мог сказать, что нравится и нет. А еще мне нравилась индустрия развлечений: я до этого шесть лет занимался диджей-оборудованием. Я выбирал те картины, которые мне хотелось бы нарисовать, не березовую рощу или натюрморт. Чтобы это было модно, современно, не стыдно повесить на стену или подарить.
Первая вечеринка была у нас в «Коконе». Я позвал знакомых, все было бесплатно. А потом мы открыли сайт и стали продавать места. Сначала мы проводили одну вечеринку в неделю. Все шло некруто: мы ходили по кокону, приглашали к нам прийти, я звал друзей и блогеров. Вторая и третья вечеринки были не самые простые. А потом наступил Новый год, и к нам обратились корпоративные клиенты. Они пришли сами, у нас нет отдела продаж.
Вскоре мы стали проводить вечеринки в ресторанах. У них есть не лучшие дни: вторник, среда и вечер воскресенья. А еще есть отдельные залы, которые часто пустуют в эти дни. Мы приводим им людей, у нас качественная аудитория, которая купила билеты за 5 тысяч рублей на двоих. Поэтому в Питере у нас очередь заявок от ресторанов. Они могут в «Групон» пойти и предлагать там 50–60 % скидки, а тут им ничего платить не надо: участники вечеринки при желании могут заказать у них еду и напитки.
В марте мы запустились в Москве. Поначалу цена билета там была 2 500 рублей с человека. Потом захотели расти и снизили цену на 500 рублей, но продажи были гораздо хуже. Когда вернули цену в 2 500 рублей, продажи снова пошли вверх.
Кроме того, мы провели 80 вечеринок в торговых центрах. Мы работали с «Рио», «Метрополисом» и «Райкин Плаза». Группа «Ташир» хотела работать с нами месяц, а вышло полгода: к нашим ведущим была очередь на два часа. Такие мероприятия были бесплатны для гостей, мы получаем деньги от ТЦ и делаем себе рекламу. Они очень помогли нам летом, так как традиционный спрос на наши услуги приходится на Новый год и другие праздники.
Как это работает
Чтобы прийти на вечеринку в одном из заведений города, надо выбрать на сайте одну из картин и купить билеты. Они стоят 2 500 рублей с человека в Москве, 2 тысячи рублей — в Петербурге и 1 800 — в Екатеринбурге. При покупке нескольких сразу мы даем скидку.
Идея в том, что можно провести вечер в ресторане, много не есть, выпить бокал вина и уйти не с пустыми руками. Вечеринка длится два часа. Это поэтапное рисование определенной картины: для этого мы выдаем гостям холсты, кисточки, есть безлимитная краска в помпах, которую можно набрать. В перерывах — танцы, возможность сфотографироваться, выпить вина. По каждой картине мы создаем скрипт, и за нами не обязательно повторять. У нас есть кот, который надувает красный шар, но вместо него можно нарисовать мышь — мы за импровизацию. В конце вечера все вместе сушат картины, кладут их в наши фирменные сумки и уходят.
Соцсети для нас — основной двигатель продаж. Мы стараемся, чтоб участникам было проще и интереснее делиться картинами. А еще сотрудничаем с блогерами.
Технологии
Наш проект работает на стыке индустрии развлечений и IT. Мы разработали платформу для бронирования мест: есть процессинг оплаты, мы снимаем деньги с карты и можем вернуть их обратно. Это e-commerce: мы ищем клиентов в интернете, работаем над конверсией, возвратом, увеличиваем чек и не работаем с наличными. Работать с ними нам неудобно, так как надо знать заранее, что человек придет: без оплаты невозможно подготовиться к определенному количеству гостей.
У нас в Новый год шли по пять-шесть вечеринок одновременно. Когда мероприятий много, нужно оцифровывать процессы. Мы не можем допустить ошибки. Одно дело, если клинер не приехал к заказчику, потому что система не сработала. Но тут приходят 30 человек, и мы не можем забыть о вечеринке. Поэтому мы разработали свою ERP-систему, которая управляет Painty. У ведущих и логистов есть личные кабинеты, поэтому все знают, что делать.
Корпоративы
Компании заказывают у нас вечеринки, потому что картина — это вовлеченность, интерактив, и можно меньше еды покупать, не заказывать шоуменов и балет, а люди рисуют картину, которая ассоциируется с вечером и компанией. Сотрудничаем с Сити-банком, Cisco, Lush, Mars, «Сколково», Uber. Сбербанк периодически связывается с нами и просит еще, хотя мы им не названиваем.
Обычно компании выбирают близкие им сюжеты: отельеры рисовали чашку в руках как символ уюта, сотрудники клуба «Зенит» — символ команды — льва с мячом. При этом мы отговариваем заказчиков рисовать логотип: картина и так будет ассоциироваться с компанией.
Для корпоративных клиентов мы сделали маленькую революцию: на сайте они могут сами рассчитать стоимость вечеринки. Обычно им надо встретиться с организаторами, пообщаться, потому что цена зависит от компании. Мы сделали ценообразование прозрачным, оно зависит от числа гостей: вечеринка на сто человек будет стоить 200 тысяч рублей.
При этом напитки и аренда места не входят в цену услуг. Иногда корпоративы проходят в офисе, как было у Ernst & Young, и некоторые люди не пьют. Мы сводим клиентов с ресторанами, не берем с них комиссию и отвечаем только за наш продукт.
Результат
На днях мы запускаемся в Екатеринбурге и идем к тому, чтоб проводить десять вечеринок в день в одном городе. Тогда пойти на нашу вечеринку будет так же просто, как в кино. Нас просят начать продавать франшизы, но мы хотим запускаться сами: это проще, чем обучать. Также смотрим и на другие страны — Европу, Украину, Германию, Францию.
Сейчас мы проводим около 100 вечеринок в месяц, 30 % из которых приходится на корпоративные заказы. На них бывает 10–160 человек. Сейчас нам пришел запрос на 2 тысячи человек. Выручка составляет 3,5 миллиона рублей в месяц. Особенность сервиса в том, что нам могут позвонить завтра и заказать вечеринку на 200 человек, мы скажем: «Окей!» — и все сделаем.
Ни одна вечеринка не похожа на другую, мы проводим их везде: были рестораны, крыши, корабли, частные дома, офисы. Самая странная вечеринка проходила на квартире. Мы думали, что у нее большая площадь, но это была обычная маленькая квартира, и мольберт ведущего стоял на кровати.
В компании работают 30 человек: восемь ведущих, логисты, менеджеры, пиарщики, программисты. И мы всё ищем людей, перевозим разработчиков из других регионов. Самое главное — ведущие. Они не только шоумены, у них художественное образование, они придумывают картины и рисуют с гостями. Конкурс на должность ведущего — 300 человек на место, мы проводим много скайпов, чтобы найти хороших людей.
У нас есть чат в Telegram по обсуждению картин и сценариев. Мы ищем сюжеты в интернете и по своему их изображаем. Сейчас хотим играть на новостях и новинках проката. Мы много тестируем, не каждая картина доходит до вечеринки. Мы ее рисуем, выкладываем на сайт, но если продажи ни о чем, то вскоре ее убираем. Хорошо идут животные и пейзажи. Котики — вообще двигатель прогресса.
Источник: Анна Соколова, the-village.ru