Считается, что корпоративная благотворительность по карману только крупным компаниям, прибыль которых настолько велика, что даже 1–2% позволяют реализовывать масштабные благотворительные инициативы. Тем более во время экономического кризиса. На самом деле вносить ощутимый вклад в развитие благотворительности в России может бизнес любого размера. Совсем необязательно выделять на это средства из бюджета.
Наглядный пример эффективности безбюджетных социальных акций — благотворительные ярмарки и донорские дни, которые проводятся совместно с благотворительными фондами. На организацию первой нашей благотворительной ярмарки, которую в прошлом году мы провели вместе с фондом «Галчонок», мы не потратили ни копейки — при этом в пользу фонда было собрано 254 820 рублей. При организации ярмарки «Добрый день», в которой участвовали 15 благотворительных фондов, наши затраты составили всего 36 000 рублей, а собрать удалось 1 179 965 рублей.
Проанализировав накопленный опыт, мы определили набор достаточно простых инструментов, которые определяют успех благотворительного мероприятия.
Благотворительные акции подчиняются тем же маркетинговым законам, что и любые другие мероприятия. Бытует мнение, что благотворительность — это что-то очень возвышенное, почти эльфийское. Это не совсем так. Если вам нужно провести волонтёрское мероприятие, делайте это через два дня после того, как сотрудник получит премию или зарплату. Получив деньги, люди в первую очередь совершают платежи по кредитам, а потом прикидывают, сколько осталось и могут ли они себе позволить незапланированные расходы.
Рассчитайте средний чек. Важно понимать, сколько сотрудник готов потратить на одну покупку во время мероприятия. По нашим подсчётам выходит не более 2000 рублей. Низкие цены не позволяют почувствовать удовлетворение от совершения благотворительного акта. Дорогие товары, возможно, позволят собрать кассу один раз, но позднее сотрудник пожалеет о своём порыве и больше не пойдёт на мероприятие. А фондам необходима системная помощь.
Организуйте грамотную информационную поддержку. Прежде всего это нужно для того, чтобы люди понимали, кому они несут деньги, зачем сдают кровь. Мы всё ещё часто спорим, за три или четыре недели до мероприятия начинать информационную рассылку. И нехватка информации, и её перебор — это плохо. Важно чувствовать конъюнктуру. Мы запрашиваем у фондов информацию и фотографии товаров, которые будут представлены на ярмарке, отправляем им темники будущих информационных рассылок, чтобы они присылали нужную информацию или реальные истории тех, кто нуждается в помощи. Отправляясь на ярмарку, наши сотрудники, как правило, уже знают, что будут покупать или кому намерены помочь.
Заранее согласуйте с фондами ассортимент товаров. Важно, чтобы на ярмарке были качественные товары. Неправильно, когда сотрудники покупают из жалости то, что им совсем не нужно. Одним из самых ходовых товаров оказались необычные и интересные кружки и тарелки фонда «Наивно? Очень», на которых изображены рисунки получателей помощи. Это люди с тяжёлыми психоневрологическими нарушениями, которые при московском Технологическом колледже №21 обучаются керамике, столярному делу, полиграфии, текстилю и цветоводству. Поскольку даже с дипломом о специальном образовании на руках таким людям очень сложно трудоустроиться, фонд занимается распространением их работ. Думаю, дачи у всех наших сотрудников укомплектованы такой посудой. Для благотворительных лотерей или аукционов стоит предусмотреть более значительные призы или редкие лоты. Мы, например, используем личные вещи членов правления.
Благотворительность — это праздник. Важно создать у людей ощущение, что они получили больше, чем потратили. На наших ярмарках, например, развешаны шарики, играет музыка. Причём если мы начинали с того, что ставили колонки и включали джаз, то на последнем нашем мероприятии директор ресторана компании лично играл на вертушках. Впечатление усиливают красиво оформленные столы с продукцией, специальные ролики на экранах, фотограф, который делает репортажные фото. Когда вы приглашаете сотрудников на мероприятие, не стоит ограничиваться рассылкой по электронной почте. Важно повысить степень вовлечения, задействовать тактильные ощущения. Например, для донорской акции мы печатали приглашения, сворачивали их в трубочку, вкладывали в пластиковые пробирки и под покровом ночи раскладывали по рабочим местам.
Подумайте о спонсорах. Компании, которые работают неподалёку от вашего офиса, заинтересованы в привлечении клиентов. Например, салоны красоты, магазины, кондитерские с радостью примут участие в благотворительных мероприятиях, бесплатно предложат свои услуги. на последней нашей ярмарке соседний салон красоты предложили посетителям мероприятия бесплатные услуги — моделирование и макияж бровей, стрижку бороды. Надо отметить, что многие с радостью воспользовались предложением. Кстати, анонсирование таких вещей в соцсетях часто даёт волну репостов, что позволяет привлечь на мероприятие дополнительную аудиторию.
Отчитайтесь по всем правилам. Люди должны знать, как и на что были использованы их деньги. Репутационные риски при проведении социальных мероприятий гораздо выше, чем в других ситуациях. Крайне важно соблюдать все законы, которые касаются сбора средств (например, все фонды изымают пожертвования под акты, кубы для сбора средств должны быть опечатаны). Для освещения итогов сборов мы приглашаем СМИ. Выбор фондов, которым вы помогаете, — тоже дело очень ответственное. Чтобы не рисковать собственной репутацией, важно выбирать честные и проверенные организации, поэтому потрудитесь заблаговременно навести все необходимые справки соберите рекомендации.
Автор — Елена Вишнякова, Заместитель директора департамента по связям с общественностью ПАО «РусГидро», член попечительского совета благотворительного фонда «Живи сейчас» и член правления фонда «Такие дела». Фотография на обложке: Surabky / Depositphotos