Генеральный директор ООО «СМАРТ-И» (прим.авт. – компания занимается услугами в области строительного контроля, экспертизы и обследования) Плиев Хусейн в эксклюзивном интервью для портала-партнера АВАНТИ — GR-NEWS рассказал об успешном окончании эксперимента по выведению на рынок услуги по аутсорсингу функций производственно-технического отдела и о том, почему это перевернет рынок.
GRN: Принято считать, что строительная сфера самая консервативная, неужели кто-то вводит инновации на этом рынке?
Плиев Хусейн: Действительно, так принято считать, и ,в большинстве своем, так оно и есть, и не только в России, но и во всем мире. С другой стороны, там, где есть такой консерватизм, существует и огромный задел для прорывных технологий и решений, поэтому я с уверенностью могу сказать, что с точки зрения новых материалов, систем и ИТ-решений строительная сфера — это центр всеобщего внимания и притяжения умов.
GRN: Ваша компания инноваций вроде бы не делает.
Плиев Хусейн: Смотря, что ими считать. По каким-то направлениям мы пользуемся уже готовыми инновационными решениями, например, использование дронов для мониторинга строительства, даже запущена такая услуга на нашем сайте, есть клиенты, но пока это самое начало рынка. Где-то мы выступаем как проводник инноваций, к примеру, в области новых программных комплексов для расчета конструкций, ведь мы операторы процесса, мы и продаем эти решения для клиента. Не знаю, насколько услугу по аутсорсингу ПТО можно считать инновацией, но наши клиенты, купив ее у нас, точно выдохнули, получив хороший эффект.
GRN: Инновационное решение. Будете так позиционировать?
Плиев Хусейн: Мы никогда не стремились к этому, а просто слушали своих заказчиков, как это сейчас модно говорить, выявляли их «боли». Традиционно сильным направлением в нашей компании всегда был и есть строительный контроль. За годы работы под нашим контролем построены десятки объектов по всей стране, и где бы мы не работали — всегда приходилось фиксировать низкое качество подготовки подрядными организациями исполнительной документации, как в части комплектации, так и в оформлении. Как следствие — постоянно приходилось заставлять подрядчиков исправлять недоработки, иначе просто не принимали и не согласовывали выполненные ими объемы работ. В итоге нас сами подрядчики стали наталкивать на мысль о том, что если мы прекрасно разбираемся в том, какая документация и в каком виде должна быть на стройке, почему мы бы нам это наше знание не упаковать в отдельную услугу. В 2016 году мы начали работу с рынком, но тоже в тестовом режиме: просто рассказывали, что такая услуга есть, и мы ее готовы продавать. По прошествии года было сформировано несколько понятных и нам, и заказчику запросов, и мы запустили пилотные проекты. Прошло время — мы получили эффект и обратную связь, доработали все блоки и теперь уже можем выйти на рынок более комплексно.
GRN: Так в чем суть аутсорсинга ПТО?
Плиев Хусейн: Объясню:любой подрядчик, для того чтобы выполнять работы и получать за это деньги, должен не только поставить рабочих, технику и закупить материал, но и очень серьезно относиться к работе с исполнительной технической документацией, соответственно, должен содержать отдел ПТО, в разных компаниях его численность может колебаться от 2 до 15 человек, иногда и больше. Хорошо, когда компания постоянно «сидит в проектах», что-то строит, а если есть пауза, заработную плату инженерам ПТО платить все равно приходится. Хороших специалистов на рынке, как всегда, немного и просто взять и распустить такой отдел очень дорого из-за сложности повторного рекрутирования. Мнение о том, что на рынке много специалистов — ошибочно, ведь специалистов много, а вот их качество — всегда спорный вопрос. Далее. Представьте себе, сколько в конце периода строительным компаниям приходится готовить документов, необходимых для подготовки актов КС-2 и КС-3? Во-первых, нужно знать какие именно нужны документы, а во-вторых, правильно их заполнить, защитить у стройконтроля и заказчика. То есть, на каком-то моменте инженеры ПТО становятся на первую линию фронта, на острие ножа, или же узким горлышком, из-за сбоя в работе которых начинаются задержки с оплатами. Нередко именно это «узкое горлышко» становится причиной банкротства компании. А если вообще проект разовый, что, потом увольнять людей?
GRN: А потом приходите Вы и…
Плиев Хусейн: А потом приходим мы и быстро развертываем всю систему ПТО на аутсорсинге, а заказчик нам платит месячный фикс. Услуга «не болеет», ее не надо «увольнять и уговаривать»: есть задача, и мы ее оперативно решаем в рамках выделенного бюджета. Случаи, конечно, бывают запущенные, тогда мы разбираемся с тем, что есть, восстанавливаем, переделываем. Конечная цель – предоставить Заказчику ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПОДГОТОВКИ, СОГЛАСОВАНИЯ И ПОДПИСАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
GRN: А как же доверие? Ведь Вы лезете почти в самое сердце компании.
Плиев Хусейн: Это ключевой вопрос, но аудиторы тоже лезут в самое сердце, а иногда и душу потом вынимают, а мы работаем не на констатацию факта о том, что все плохо, а все-таки на его исправление, поэтому, если можно такую аналогию провести, то мы и бригада скорой помощи, кому это срочно нужно, и стационар для тех, кто восстанавливается, и пансионат для компаний, которые внимательно относятся к своим издержкам и вообще к системе менеджмента в компании.
GRN: Кто Ваши первые заказчики?
Плиев Хусейн: Это не секрет, но и не публичная информация, могу сказать только, что это современная российская инжиниринговая компания с превосходным уровнем менеджмента. У них и так все хорошо, а с нами будет еще лучше. Другой заказчик более сложная история, скорее «ситуация пожара», но для нас это даже хорошо, мы привыкли и умеем работать именно в таких условиях.
GRN:Можете рассказать, что Вы делаете на объектах? Или это секрет?
Плиев Хусейн: Конечно же, это не секрет: есть комплекс действий, который входит в техническое задание, он всегда адаптируется под конкретную ситуацию заказчика, но в целом он выглядит следующим образом: это и подготовка, и ведение исполнительной документации по работам, выполняемым генподрядчиком своими силами, проверка исполнительной документации, предоставляемой субподрядчиками. Выдача замечаний по составу и качеству документации, работа с проектной документацией, составление и ведение реестра изменений рабочей документации. Большой объем работ проходит по анализу смет и подсчету объемов выполненных работ. Подсчету и проверке объемов выполненных работ субподрядчиками. Также важными блоками работы являются исправление исполнительной документации, переданной заказчиком от предыдущего подрядчика и подготовка документации к проверке ГосСтройНадзора. Часто мы готовим и ведем график производства работ. Проходит постоянная актуализация графика производства работ на основании предоставляемой заказчиком информации по прибытию материалов и оборудования. Отслеживание отставания по графику, составление компенсирующих мероприятий. Все это позволяет Заказчику не только получить услугу, но и решить большое количество проблем, поэтому мы надеемся, что услуга будет востребована на рынке.