Александр Шульгин: Быстрее, выше, интерактивнее: как интернет меняет индустрию спорта.
Технологии по всему миру меняют отношение людей к спортивным состязаниям и привлекают к ним новую аудиторию. Россия, как обычно, в арьергарде
Наше государство всегда стремилось превратить спорт в доктрину здорового образа жизни, но по факту спортивные состязания всегда представляли собой развлечение. Даже происхождение слова «спорт» восходит к древнефранцузскому desport (игра, развлечение).
И во все времена развитию спорта предшествовали технологические достижения. Например, строительство стадионов в Древней Греции позволило сделать его массовым зрелищем, а появление первых печатных газет, развитие информационной среды вовлекло в спортивное движение массы людей. В конце XIX века, когда были проведены первые Олимпийские игры, ручной труд постепенно заменялся машинным, у людей появилось свободное время, которое они могли тратить на спорт. Сегодня мы живем в информационном обществе, одним из драйверов роста которого являются развлечения. С развитием IТ-технологий мы наблюдаем интересную трансформацию. Сейчас три индустрии — спорта, развлечений и медиа — слились в одну под названием media entertainment sport (MES). Объем рынка MES составил в 2015 году $3,3 трлн, а к 2025 году он вырастет до $4 трлн.
Спортсмен как медиа
Быстрый интернет, возможность хранения больших баз данных, соцсети, смартфоны привлекают миллиарды людей к спортивным зрелищам. Например, чемпионат мира по футболу-2014 в период его проведения обсуждали в Facebook 350 млн человек, которые сгенерировали 3 млрд постов, лайков и комментариев на эту тему. Популярный футболист Криштиану Роналду имеет в Facebook порядка 100 млн подписчиков, а его совокупная аудитория фанатов во всех соцсетях превышает численность населения нашей страны. Футбольные клубы не отстают от ведущих спортсменов по популярности: например, «Барселона» насчитывает около 100 млн подписчиков, «Манчестер Юнайтед» — 66 млн фолловеров, а лучший по этому показателю российский клуб «Зенит» имеет аудиторию более 1 млн подписчиков (по данным 2015 года). Мы видим, что известные спортсмены и клубы уже сами по себе стали медиа, они через свои странички и сообщества в социальных сетях дают доступ к многомиллионной аудитории, этот канал может сработать сильнее, чем реклама на «Первом канале».
Сейчас Россия занимает 14-е место в мире объему рынка развлечений и СМИ. По прогнозам, в 2016 году он составит $38,9 млрд. Однако в глобальном медиапространстве нашей страны нет. Я часто хожу на спортивные мероприятия и вижу, как российские рекламодатели тратят огромные бюджеты, чтобы их бренд увидели 300 человек в зале. Об удобстве и вовлечении интернет-пользователей они даже не задумываются.
В позапрошлом году мы провели Олимпиаду, которая открыла для аудитории целый ряд новых талантливых спортсменов, но что в итоге было сделано в спортивном маркетинге? Ничего! Были проданы права на трансляцию Игр — и по большому счету все! То же самое можно сказать о спортивных клубах: они генерируют события, но не хотят на них зарабатывать, потому что государство и так даст деньги.
Почему спорт привлекателен для продвижения брендов и многие глобальные компании идут в MES? Спорт — это всегда событие, которое волнует многих людей и заряжает их эмоциями. А через эмоции и создание легенд рекламодателям проще продвигать свой продукт. По данным Havas Sport & Entertaiment, 76% фанатов позитивно относятся к рекламе на мероприятиях, а 36% охотнее покупают продукцию спонсора события.
Какие современные каналы мы упускаем?
Дроны и реалити-шоу
Например, известное приложение Periscope, которое позволяет вести видеотрансляции в прямом эфире при помощи смартфона. Сейчас в нем зарегистрированы полмиллиона человек, через 2–3 года болельщики будут приходить на соревнования, снимать видео и продавать подписку для одного человека, например за $5. Подобный прецедент уже был — на знаменитом боксерском поединке, когда зрители в формате реалити-шоу транслировали событие со своих смартфонов. Уже сейчас в Periscope появляются каналы спортивных команд, которые имеют подписчиков. Например, футбольный клуб «Арсенал» имеет в Periscope десятки тысяч подписчиков, не отстает и баскетбольный клуб Los Angeles Lakers. Поэтому неизбежно традиционные трансляции матчей или соревнований будут терять аудиторию, а аналоговое телевидение — деньги.
Другая технологическая модель — дроны: их можно запускать под определенным углом на расстоянии, скажем, 30 см от спортсмена, и устройство в реальном времени будет снимать на камеру его тренировки или повседневную жизнь, непрерывно следуя за спортсменом. То есть при нынешних технических возможностях спортсмен может создать свой телеканал прямого эфира и эффективно монетизировать его.
Набирают популярность и звуковые сервисы. Например, немецкий футбольный клуб «Кельн» стал использовать звуковой сервис Soundcloud для публикаций анонсов, интервью и собрал 100 тыс. подписчиков. В одном из интервью глава отдела новых медиа «Кельна» Маурис Зонненфельд объяснял причину выбора сервиса: он работает на смартфонах, компьютерах, позволяет делиться информацией в соцсетях, им легко управлять.
Следующий вызов новых медиа — это киберспорт. По прогнозам, индустрия компьютерных игр в 2017 году будет превышать $100 млрд и по объему рынка станет сопоставима с традиционным спортивным маркетингом. Молодежь смотрит футбольные матчи, хочет быть похожей на своих спортивных кумиров и с удовольствием играет в онлайн-игры. Сейчас аудитория онлайн-игр в России составляет миллионы человек — какое офлайновое традиционное спортивное мероприятие собирает вокруг себя столько людей?
Серьезные изменения происходят и в самой медиасреде: по данным Nielsen, в 2012 году короткие видео хронометражем менее 24 минут в количественном выражении занимали 95% всех роликов и 83% по времени показа. Производители контента выпускают все больше короткометражных фильмов — хороший сценарий на 12 минут вместо 90 собирает не меньшую аудиторию, он дешевле и эффективнее.
Что нас ждет?
В прошлом году организаторы популярной китайской музыкальной премии Golden Melody Award решились на неожиданный шаг: они отказались от трансляции мероприятия на телевидении и стали показывать его только в интернете, на планшетах и смартфонах. В итоге событие увидели 1,5 млрд китайских зрителей по всему миру. Организаторы премии не только уменьшили расходы на трансляцию, но и получили доступ к информации о своей аудитории по всему миру. К примеру, аудитория считавшейся самой популярной премии «Грэмми» не превышала 27 млн зрителей. Опыт Golden Melody Award говорит нам о том, что время поменялось, никому не нужно телевидение, есть смартфоны, с помощью которых можно записывать или смотреть видео, а вскоре и общаться с кумирами или их голограммами.
Через несколько лет индустрия MES, которая на сегодняшний день занимает 60% хранения всех баз данных и генерируют в соцсетях 75% трафика, будет развиваться взрывными темпами. По прогнозам, к 2020 году около 80% жителей земного шара будут иметь доступ к интернету со скоростью передачи данных 80 Мб/с и возможностью просмотра видео в формате HD.
Кто на всем этом заработает? На сегодняшний день 2,9 тыс. компаний в мире являются спортивными технологическими стартапами, инвестируют в MESTech порядка 1,6 тыс. инвесторов. В каждой компании, которая занимается новыми технологиями в спорте, работают 300 человек с годовой зарплатой $76 тыс. Огромное количество людей занимаются сейчас тем, чтобы поменять спорт. И на сегодняшний день перед нашей страной стоит острый вопрос: будем ли мы вписываться в глобальный рынок или ждать, а потом догонять уходящий поезд?
Автор — Александр Шульгин, основатель и партнер rASiA Capital, 5CCG и ITEch Capital
Источник — РБК: http://www.rbc.ru/opinions/business/10/02/2016/56bb0d129a79471681ed0c60